Добро пожаловать на сайт Центра занятости населения города Якутска!

Результаты социологического исследования в рамках профориентационного проекта «Профессиональное будущее молодежи города Якутска»


|
13 ноября 2014г.
Поделиться в соцсетях:

В целях формирования и развития интегрированной системы профессиональной ориентации учащихся, выпускников общеобразовательных школ, способствующей формированию у подростков и молодежи профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом требований  рынка труда города Якутска и республики, с января 2013 года стартовал пилотный Профориентационный проект «Профессиональное будущее молодежи города Якутска».

Основная цель проекта – Организация профориентационной работы с целью повышения конкурентоспособности молодежи  на рынке труда.

Основные задачи:

– проведение профориентационного консультирования по вопросам выбора профессии, решения вопросов социально-трудовой адаптации молодежи;

– проведение социологического исследования по проблемам изучения вопросов занятости, выбора сферы деятельности;

– издание информационных материалов по профориентации и социально-трудовой адаптации;

– организация межведомственного взаимодействия, обеспечения последовательности и преемственности  в организации профориентационной и социально-адаптационной работы.

Инициатором профориентационного проекта является Центр занятости населения города Якутска.

В 2013-2014 году в реализации проекта участвовали ГКУ Центр занятости населения г. Якутска, ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова», Управление образования окружной администрации города Якутска, Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров РС (Я).

Соисполнители:

психологи-профконсультанты ЦЗН города Якутска;

психологи общеобразовательных школ города Якутска.

Одним из достижений в работе пилотного проекта был подбор материалов, составление и верстка Атласа профессий, в который вошли наиболее востребованные профессии на рынке труда города Якутска и республики. Особенностью нашего Атласа является включение в профессиограммы такой информации о профессии как: преимущества профессии, инструмент деятельности, предприятия города Якутска, на которых используется труд специалиста, перспективы карьерного роста, а так же учебные заведения города Якутска, обучающие по профессии с указанием адресов и телефонов.

В 2014 году проведена работа по созданию программного продукта, который позволил  наблюдать динамику профессионального выбора, становления личности, а именно: по учащимся 11-х классов мы получим данные об их профессиональных предпочтениях, информированности о рынке труда (Анкета «Выбор профессии») (апрель-май), а так же о результатах трудоустройства или поступления в Учебные заведения (сентябрь-октябрь). По учащимся 9-х и 10-х классов проведен мониторинг по профессиональному самоопределению и сравнение  результатов желаний, трудоустройства или дальнейшего обучения.

Обращение граждан в ГКУ ЦЗН г. Якутска в целях трудоустройства

Кол-во обратившихся

(чел.)

в т.ч. Молодежь

(%)

2012 год

8186

58

2013 год

8408

55

9 месяцев 2014 г.

4963

53

Причины высокой безработицы среди молодежи:

– несоответствие профессиональной подготовки потребностям рынка труда, т.е. дисбаланс спроса и предложения;

– подавляющее число молодежи выбирает первое профессиональное образование без учета перспектив развития рынка труда;

– низкая конкурентоспособность молодых людей на рынке труда в связи с отсутствием профессионального и жизненного опыта;

– недостаточная мотивация к труду;

– недостаточная информированность о реальной ситуации на рынке труда молодежи, в первую очередь старшеклассников;

– нежелание молодых специалистов трудоустраиваться в улусах РС (Я).

Пути решения проблем трудоустройства молодежи:

– комплексная работа с целью оказания профориентационных услуг с учетом состояния и тенденции развития рынка труда;

– расширение межведомственных взаимодействий;

– разработка и внедрение единой системы профориентационной работы в городе, республике.

Основные итоги исследований.

Участники  пилотного  профориентационного  проекта

«Профессиональное  будущее  молодежи  города Якутска»

– учащиеся 9,10,11 классов 21 школ  г. Якутска – 2088 человек

Классы

Всего

(чел.)

Определились

с

выбором

профессии

(чел.)

%

Определив-шихся

 с

выбором профессии

(чел.)

НЕ

определились

с

выбором

профессии

(чел.)

%

НЕ

определившихся

с

выбором

профессии

(чел.)

9

785

344

44%

441

56%

10

699

305

44%

394

56%

11

604

410

68%

194

32%

Итого:

2088

1059

51%

1029

49%

На основании результатов исследования видно, что в совокупности по 9, 10 и 11 классам 51% опрошенных определились с выбором профессии, 49% не определились. Из числа профессионально не определившихся, основную часть составляют 9 и 10 классы. Но поскольку процент по данной категории даже в 11 классе довольно таки большой (1/3 часть), очевидно, что профориентационная работа должна вестись более активно и систематизировано.

Рейтинг профессий учащихся 9 классов

Сфера деятельности

Рейтинг

Юриспруденция

1

Экономика и управление

2

Здравоохранение

3

Авиц-ая и ракетно-косм-ая тех-ка

4

Информатика и выч.техника

5

Инженер

6

Тех-гия прод. питания и общепит

7

Образование и педагогика

8

Культура и искусство

9

Транспорт

10

Рейтинг профессий учащихся 10 классов

Сфера деятельности

Рейтинг

Здравоохранение

1

Экономика и управление

2

Правоохранительная Де

3

Юриспруденция

4

Информатика и выч.техника

5

Инженер

6

Архитектура

7

Строительство

7

Авиц-ая и ракетно-косм-ая тех-ка

8

Культура и искусство

8

Менеджмент по отраслям

9

Дизайн

10

Рейтинг профессий учащихся 11 классов

Сфера деятельности

Рейтинг

Экономика и управление

1

Юриспруденция

2

Здравоохранение

3

Инженер

4

Образование и педагогика

5

Менеджмент по отраслям

6

Правоохранительная Де

7

Информатика и выч.техника

8

Авиц-ая и ракетно-косм-ая тех-ка

8

Архитектура

9

Лингвистика

10

Культура и искусство

10

На основании результатов выбора профессий, можно сделать вывод, что учащиеся ориентированы на 2 основные сферы деятельности: экономика и юриспруденция. Деятельность, связанная с производством, сельским хозяйством, энергетикой, геологией и тому подобным интересом у подростков не пользуется. Несмотря востребованность и высокую оплачиваемость на территории РС (Я), эти профессии заняли в рейтинге последние места. Отсюда следует вывод, что подростки дезориентированы на рынке труда и выбирают профессии, которыми рынок труда переполнен.

Планы после учебы (желание)

9 класс

10 класс

11класс

учиться в 10 классе – 76%

учиться в 11 классе – 92%

учиться ВПО – 78%

учиться СУЗ – 23%

учиться ВПО – 5%

учиться СУЗ – 19%

учиться ВПО – 0%

учиться СУЗ – 3%

Работать – 3%

работать – 1%

работать, пойти в армию – 0%

Армия – 0%

Планы после учебы (реальность)

9 класс

10 класс

11класс

перешли в 10класс – 73%

перешли в 11 класс – 94%

учатся ВПО – 76%

учатся СУЗ – 22%

учатся ВПО – 0%

учатся СУЗ – 17%

учатся ВПО – 0%

учатся СУЗ – 4%

работают (4%), в армии(3%) – 7%

работают, в армии – 5%

работают, в армии – 2%

_

Соотношение показателей желание и реальность по результатам исследования сходятся.

ФАКТОРЫ, ПОВЛИЯВШИЕ НА ВЫБОР ПРОФЕССИИ (СОВОКУПНО ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9,10,11 КЛАССОВ)

1.      Советы родственников (23%)

2.      Школьные предметы (21%)

3.      Мечтал с детства (19%)

4.      Опыт и примеры друзей (13%)

5.      Художественная лит-ра, СМИ (10%)

6.      Профессия родителей (9%)

7.      Рекомендации учителей (5%)

Факторы повлиявшие на выбор профессии

Факторы

Классы

9 классы

10 классы

11 классы

Профессия родителей

9%

8%

9%

Школьные предметы

16%

23%

22%

Худ.литература, СМИ

10%

8%

12%

Опыт и примеры друзей

13%

12%

14%

Советы родственников

26%

22%

20%

Рекомендации учителей

6%

4%

6%

С детства мечтал

20%

23%

17%

На основе качественного анализа факторов повлиявших на выбор профессии можно сделать вывод, что учащиеся ориентированы на советы родственников и успеваемость по определенным школьным предметам.

МОТИВЫ, ПОВЛИЯВШИЕ НА ВЫБОР ПРОФЕССИИ (СОВОКУПНО ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9,10,11 КЛАССОВ)

1.        Интерес к профессии (34%)

2.        Хороший заработок (22%)

3.        Польза обществу (16%)

4.        Карьера (15%)

5.        Популярность профессии (7%)

6.        Наличие свободного времени (3%)

7.        Продолжение династии (2%)

8.        Легкая работа (1%)

Мотивы выбора профессии

Факторы

Классы

9 классы

10 классы

11 классы

Интерес к профессии

34%

34%

35%

Хороший заработок

24%

23%

19%

Польза обществу

15%

14%

17%

Карьера

15%

15%

14%

Популярность выбранной профессии

5%

6%

8%

Наличие свободного времени

3%

4%

2%

Продолжение династии

2%

2%

3%

Легкая работа

2%

2%

2%

итого

100%

100%

100%

Для основной массы опрошенных, мотивом выбора профессии является интерес к профессии и хороший заработок.

Самой главной задачей остается, безусловно, организация межведомственного взаимодействия, обеспечения последовательности и преемственности  в организации профориентационной и социально-адаптационной работы.

Правильно выстроенная профориентационная работа способствует рациональной расстановке кадров, осознанному выбору профессии, повышению активности и профессиональной мобильности на рынке труда выпускников образовательных учреждений и других социально-незащищенных категорий населения, а это значит необходима Концепция, Программа по систематизации профориентационной работы с учетом активного межведомственного взаимодействия.

Текст выступления инспектора ЦЗН г.Якутска Данилова С.С. для конференции “Тенденции на рынке труда и профориентацонная работа в школах города Якутска” в рамках Акции “Выпускник”.