Добро пожаловать на сайт Центра занятости населения города Якутска!

Особенности профориентационной работы с молодежью. (на базе Центра занятости населения г. Якутска)


|
19 сентября 2017г.
Поделиться в соцсетях:

Давайте сначала определим, кого мы будем считать молодежью и какие психологические особенности у этой возрастной группы.

В Российской Федерации категория «молодежь» определяется возрастным порогом от 14 до 30240 лет. Довольно-таки размытые границы, согласитесь, ведь в 14 лет это школьник, а в 30 – уже состоявшийся, семейный человек. Так как наша статья, все-таки по большей мере касается молодых людей, которые сталкиваются с проблемами самоопределения профессионального характера и трудоустройства, то давайте возрастные критерии немного сузим, и определим их от 20 до 30 лет. Так скажем, поколение, рожденное в знаменитых 90-х. Не будем углубляться в специфику тех времен челночников и дефолта, нищеты и рэкета. Но факт, что уже более 20 лет растет поколение, ориентированное своими родителями на материальные ценности, остается фактом. Винить родителей сложно, они выросли в таких условиях, впитали в себя, и, желая дать своим детям лучшее, – вырастили то, что вырастили. Поколение потребителей. Это, пожалуй, и есть основная проблема и особенность современной молодежи– «будь в тренде, чего бы тебе это не стоило!» Представим себе, что автор статьи – соседская бабушка,  наслаждающаяся летним солнышком на лавочке во дворе вашей родной КПДешки. «Вот, когда мы были молодыми…» Да, действительно – молодежь 50-х сильно отличалась от современных представителей этой возрастной группы. Однако, есть у них одна схожая черта – готовность меняться. И от того, какие факторы будут влиять на них, зависит полярность этих изменений: положительных либо отрицательных.

Пожалуй, именно эта особенность и является ключевой в формировании алгоритма профориентационной работы с молодежью.

Народная мудрость №1: Кто успел, тот и съел.

Первое, самое важное направление в работе с молодежью это информирование. Информированность и конкурентоспособность сегодня это практически синонимы. Поэтому доступность и актуальность информации для нас это приоритетное направление. У всех должны быть одинаковые шансы на трудоустройство, не зависимо от того, напрямую ли обратился гражданин в Центр занятости, или получил информацию о вакантной должности через Интернет. Информационные стенды о вакансиях и направлениях работы на улицах города,  мобильные выезды, информационные часы – эти формы работы не могут обеспечить масштабного, массового информирования  –  молодежь сегодня предпочитает получать информацию из своих гаджетов. Информационные порталы, мобильные приложения, популярные мессенджеры и социальные сети – все эти ресурсы мы с каждым днем активнее и активнее используем в своей работе. Появляются официальные интернет ресурсы, рекомендуемые на уровне Правительства (к примеру, справочник профессий http://spravochnik.rosmintrud.ru/professions или общероссийская база вакансий портал «Работа в России» https://trudvsem.ru). Наша городская молодежная биржа труда «Импульс» также вовсю использует современные технологии для информирования молодежи о наших мероприятиях, вот некоторые из них:

Вконтакте – https://vk.com/mbtykt

Facebook – https://www.facebook.com/mbtykt

Инстаграм – https://www.instagram.com/mbtykt

Твиттер – https://twitter.com/mbt_ykt

 

Народная мудрость№2: без труда не выловить и рыбки из пруда.

При планировании мероприятий для молодежи, в первую очередь мы ориентируемся на актуальные для нее темы. Основной психологической проблемой, характерной для большинства представителей этой касты,  является недостаточная мотивация на трудоустройство после завершения обучения.

На базе ЦЗН г. Якутска, было проведено анкетирование населения с целью установления психологических проблем, мешающих трудоустройству.

Основными причинами своей безработицы, молодежь считает:

– отсутствие опыта работы;

– боязнь, страх не справиться со своими обязанностями;

– неумение «преподнести»  себя в нужном формате на собеседовании;

нежелание работать по образованию.

Проанализировав все факторы, мы пришли к выводу, что именно отсутствие личного индивидуального профессионального плана, отсутствие целенаправленности в действиях мешает нынешней молодежи относиться к проблемам как к задачам, которые попросту надо решить на пути к желаемому результату.

Также хочется отметить, что молодежь имеет лишь субъективное мнение о технологии и способах  поиска работы. Основной целью психологического сопровождения является помощь в преодолении личностных страхов и неуверенности, фиксация на цели, повышение мотивации и, как результат – трудоустройство. Поэтому, профессиональная ориентация, является неотъемлемой частью в работе с молодежью.

 

Формы работы многоуровневые и разнообразные:

  • индивидуальное консультирование;
  • психодиагностика и целью выявления и коррекции факторов, мешающих трудоустройству;
  • групповая форма работы (тренинги, дискуссии, деловые игры)
  • выездная работа со студентами выпускных курсов (лекции, мастер-классы)

 

Народная мудрость №3: Куй железо, пока горячо!

Модные тенденции и широкополосный интернет действительно навязывает молодежи определенный стереотип поведения и мышления, формируя из нее потребителей. Зачастую приоритеты определяются материальными ценностями и бытовой комфортностью, а не самосознанием и развитием в социуме.

Купив айфон и одев очки в модной оправе, задумайся:

КТО ты есть в этом мире?

КЕМ ты хочешь стать?

ЧТО ты готов сделать для этого?

И когда ты реально осознаешь это  – ДЕЙСТВУЙ!